Линар Якупов: «Главное достижение — в систему координат России вошла тематика исламского банкинга»

11 октября

Президент Фонда развития исламского бизнеса и финансов — о перспективах развития финансовых услуг по шариату

Линар Якупов: «Главное достижение — в систему координат России вошла тематика исламского банкинга»
Фото: Максим Платонов/ realnoevremya.ru

В России подписан закон о проведении в четырех регионах эксперимента по установлению специального регулирования деятельности по партнерскому финансированию. Эксперимент стартовал в Татарстане, Башкортостане, Дагестане и Чечне с 1 сентября этого года и продлится до 1 сентября 2025 года. Пилотные регионы получили возможность протестировать принципы исламского банкинга, который подразумевает ведение деятельности в соответствии с нормами шариата. Что такое исламский банкинг, чем он отличается от западной системы, кто сможет принять участие в эксперименте и почему ЦБ так долго сопротивлялся появлению в России альтернативного банкинга обсудили в прямом эфире «Реального времени Live» с Линаром Якуповым, президентом Фонда развития исламского бизнеса и финансов (IBFD Fund).

«Не были готовы к такому повороту событий»

Линар Габдельнурович, с сентября в четырех регионах России, в том числе в Татарстане, начался эксперимент по исламскому банкингу. Теперь на этих территориях выбирают компании, которые получат лицензирование, войдут в специальный реестр в Банке России и смогут оказывать финансовые услуги в соответствии с нормами шариата. Что изменилось для финансового рынка?

— Тематика исламских банков в нашей стране обсуждается уже 30 лет. Еще в 1990 годы существовал Бадр-Форте банк, который начинал заниматься исламским банкингом, но у него была отозвана лицензия, и первый этап практики завершился. Затем 20 лет велась активная работа, вовлекалось большое количество людей, появлялись частные и государственные инициативы. Например, основная задача первого KazanSummit заключалась в том, чтобы привлечь внимание государственных деятелей к этой теме.

В 2016—2017 годах в рабочей группе при Центробанке при обсуждении внедрения исламского банкинга в России предложили выбрать Татарстан особой зоной для эксперимента. Но тогда, к сожалению, власти не были готовы к такому повороту событий.

В 2016—2017 годах предложили выбрать Татарстан особой зоной для эксперимента, но тогда власти не были готовы к такому повороту событий. Максим Платонов/realnoevremya.ru

— Помогли санкции, уход западных банков, поиски альтернативных путей?

— Да, и в прошлом году инициатива была поддержана президентом. Игроки рынка подключились, и был создан проект этого документа. Он очень далек от идеального закона об исламском банкинге, но по крайней мере на федеральном уровне и на уровнях администрации президента и Минфина появился хоть какой-то документ.

Эксперимент по внедрению партнерского финансирования распределяется на четыре региона: Татарстан, Башкортостан, Чечню и Дагестан. Выбраны республики, где преобладает исламское население. В августе 2022 года хотели оставили только Чечню и Дагестан. Я и ряд моих коллег выступили с критикой, ведь Татарстан и, возможно, Башкортостан — регионы, которые наиболее похожи по составу на Россию. Нас услышали, и в закон включили четыре республики. В списке также была Ингушетия, но ее убрали в последний момент.

Главное достижение нового закона в том, что в систему координат России и четырех регионов вошла тематика исламского банкинга. Сейчас задача и регулятора, и игроков рынка — сформировать практику, на которую будет полагаться новый закон. При удачном развитии событий он будет распространен на всю Россию. Пока эксперимент будет длиться два года с возможностью продления, по-моему, до пяти лет.

— Мы долго ждали список компаний, которые войдут в реестр участников. В сентябре первым присоединившимся стал Ак Барс Банк. Про вхождение в реестр новых компаний информации не поступило. Почему? В Татарстане как минимум пять-шесть компаний, которые предоставляют финансовые услуги по шариату, им чего-то не хватает для вхождения в реестр?

— Закон новый, был подписан только 23 августа, вступил в силу 1 сентября. Прошло очень мало времени. Есть требования, которые не всегда понятны игрокам рынка, и им нужны консультации с регулятором. Выделяется около трех месяцев, чтобы компания определилась, подготовила документы. При этом процесс сейчас упрощен. Порог вхождения в реестр для нефинансовых организаций — 10 млн рублей, с 2024 года он будет составлять 15 млн рублей.

АББ занимается этой темой с первого саммита, много что получилось за последние 13—14 лет. Неудивительно, что он стал первым квалифицированным участником рынка. «Сбербанк» тоже давно работает в этом направлении, думаю, вторым в реестр войдет он. Соответствующую деятельность ведет «Альфа-Банк». Однако сейчас стоит задача создать большое количество игроков малой и средней формы, чтобы они формировали практику.

Сейчас стоит задача создать большое количество игроков малой и средней формы, чтобы они формировали практику. realnoevremya.ru

«На территории СНГ, в Центральной Азии претенденты есть»

— Чем исламский банкинг отличается от западного? Только тем, что нет процентов по вкладам и кредитам?

— Западные банки имеют долговую природу: люди делают вклад, банк берет его как долг. В свою очередь банк кредитует и финансирует тоже в виде долга. Основное отличие исламского банкинга, если обращаться к источникам, в отсутствии ростовщичества. В Коране сказано: «Я запрещаю вам ростовщичество (риба) и разрешаю торговлю». Поэтому исламские финансовые продукты больше торговые и партнерские.

— Распространен ли исламский банкинг на Западе?

— Исламский банкинг есть в Америке, Великобритании. В Континентальной Европе в виду законодательства с этим очень сложно. Быстрее и легче исламский банкинг вводить в странах, где за основу взято британское право. В тех странах, где, как в России, романо-германская правовая система, это идет сложнее.

Россия придерживается больше европейских стандартов, но на территории СНГ, в Центральной Азии, такие претенденты есть, опыт и практика за последние 14 лет сформированы. В Казахстане закон об исламском банкинге принят в 2009 году. Сейчас такой закон действует в Таджикистане, Кыргызстан работает по отдельному закону об исламском банкинге, Азербайджан пытался, Узбекистан плотно изучает эту тему.

По международному рынку в исламских банках немусульманских и даже мусульманских стран 50% клиентов — это не приверженцы Ислама. Исламские финансовые организации созданы для представителей всех конфессий. Сейчас в мире есть только две реально сформированные практики — западная и исламская.

В то же время даже в мусульманских странах охват исламского банкинга составляет от 5 до 30% в финансовой системе страны. Введение исламского банкинга — это не попытка замены финансовой системы, а сосуществование и дополнение двух разных систем в зависимости от религии человек и его определения справедливости.

В исламских банках 50% клиентов — это не приверженцы Ислама. realnoevremya.ru

«При исламской ипотеке часть имущества клиента всегда будет оплаченной»

— Какие исламские продукты, на ваш взгляд, будут популярны у населения и бизнеса?

— Клиентов сегодня интересуют потребительские кредиты, ипотека, автокредиты. Будут востребованы аналоги. Такая линейка в исламском финансировании есть, все сделано через систему торговых сделок: исламская финансовая организация выкупает объект и, будучи владельцем, перепродает с определенной наценкой на определенное количество лет. Изюминка в том, что по канонам шариата в рост давать и брать денежные средства нельзя, но если есть актив, то это уже соответствует рамкам исламского финансирования. В исламском банкинге существует такое понятие, как убывающая «мушарака». Согласно этому принципу, клиент и банк совместно приобретают имущество. Например, дом, где 10% принадлежат клиенту, 90% — финансовой организации. Постепенно доля владения банка уменьшается, а у покупателя увеличивается.

Отличие в том, что если клиент берет ипотеку у западных банков, то система выплат такова: сначала он делает выплаты за счет погашения процентной ставки, а потом за квадратные метры. В рамках исламской ипотеки клиент с каждой выплатой приобретает все больше квадратных метров. Бывают случаи, когда люди берут ипотеку, теряют возможность ее выплачивать и вынуждены возвращать недвижимость банку. Есть большая вероятность остаться ни с чем. При исламской ипотеке часть имущества клиента всегда будет оплаченной. И банк сможет, например, выдать ему однокомнатную квартиру, которую он уже успел оплатить, а его трехкомнатную забрать себе.

Еще одно отличие исламских финансовых организаций — все продукты сделаны таким образом, чтобы средства ушли в развитие реального сектора экономики, спекулятивная часть отпадает. Как показывает практика других стран, кризис в исламском банкинге ощущается меньше, так как финансовые организации тщательно наблюдают за деятельностью компаний, куда вкладывают средства. Западный банкинг более прибылен только на пиках. Там, где есть спекулятивные моменты, там зарабатывают больше, но никто не смотрит, насколько они убыточны во время кризисов.

При исламском банкинге люди зарабатывают не баснословные, но реальные средства. Деньги более справедливо распределяются между участниками рынка. В мусульманских странах в экономической деятельности более активно участвует средний класс и даже, как результат, появляется больше миллионеров, чем миллиардеров.

В рамках исламской ипотеки клиент с каждой выплатой приобретает все больше квадратных метров. realnoevremya.ru

— Поможет ли закон привлечь в Россию инвестиции из исламских стран?

Основным лейтмотивом создания закона, к сожалению, было то, что будут привлечены десятки миллиардов долларов — это не так. Ни в одной стране мира исламское финансирование не создавалось для привлечения зарубежных инвесторов. Оно вводилось, чтобы вовлечь большее количество населения в экономическую деятельность страны. Когда формируется практика, и люди в стране и за границей начинают видеть, что это прибыльно, компании начинают приходить.

Рынок исламских облигаций растет, начинает выходить и в немусульманские страны. Раньше центром была Малайзия, затем Эмираты. Сейчас исламские облигации востребованы и в Сингапуре, и в Гонконге.

Кроме того, по всему миру идет цифровизация финансовой деятельности. В исламской банковской индустрии происходит то же самое. Рынок исламского банкинга тоже будет меняться, он уже меняется на протяжении последних пяти лет. Цифровой рубль — это элемент новой системы, с которой исламскому финансовому рынку надо будет работать.

Беседовала Юлия Гараева, подготовила Галия Гарифуллина

МероприятияOnline-конференцииЭкономикаФинансыБанки Татарстан

Источник: https://realnoevremya.ru